• Call : 888-654-3210
02Ноя
2014
0
Blank

НА ПРИЕМЕ У ЛОГОПАТОЛОГА

НА ПРИЕМЕ У ЛОГОПАТОЛОГА

Счастье — это когда тебя понимают! Научиться понимать проблемы своего ребенка —
значит стать для него по-настоящему самым близким человеком и сделать его жизнь счастливее.

КТО ТАКОЙ ЛОГОПАТОЛОГ?

Итак, дорогой читатель, вы с ребенком пришли на прием к логопатологу. Что же это за специалист? Хотя название моей специальности — «логопатолог» и похоже на «логопед», это не одно и то же. Логопатолог объединяет в себе сразу несколько специальностей: врача-психоневролога, нейропсихолога и лингвиста. Его задача — всесторонне оценить состояние речи ребенка. Это означает, что необходимо выяснить, правильно ли для своего возраста ребенок произносит звуки речи, достаточно ли много знает слов (специалисты называют это — «объемом словаря»), правильно ли он строит фразы, достаточно ли хорошо умеет общаться с помощью речи. Если ваш ребенок школьного возраста, то дополнительно к сказанному оценивается умение грамотно писать и бегло читать. Кроме того, обычно возникает необходимость оценить состояние неречевых способностей ребенка. Необходимо выяснить, насколько развито образное мышление. Оцениваются способности ориентироваться в пространстве, умение конструировать, рисовать, логически мыслить и последовательно излагать свои мысли. Важно знать о том, как и во что умеет играть малыш, насколько богаты и разнообразны его игры.

У вас может возникнуть вопрос: зачем необходимо столь обширное и глубокое исследование психики ребенка? Казалось бы, достаточно оценить только его речевые способности и навыки. Ответ очень прост. Речь настолько тесно связана в процессе развития со многими психическими функциями, что ее состояние весьма существенно зависит от них. Например, для того чтобы научить понимать и употреблять новые слова, нужно сначала познакомиться с предметами или явлениями, которые они обозначают, выделить их из всего того, что окружает ребенка, что он видит и слышит. Появление первых слов «мама» и «папа» означает, что малыш научился различать внешний вид родителей, их голос, установил с ними индивидуальные, эмоционально насыщенные отношения.

Если обнаружено какое-то отклонение в развитии речи от возрастной нормы, то задача логопатолога — понять причины и механизмы этого отклонения, решить, кто и как сможет помочь ребенку, нуждается ли малыш в длительном коррекционном обучении с участием логопеда, лечении и других лечебно-восстановительных мерах.

А кто же такой логопед? Как следует уже из самого названия этой профессии, логопед — это педагог, исправляющий недостатки устной и письменной речи.

В КАКИХ СЛУЧАЯХ НЕОБХОДИМО ОБРАТИТЬСЯ К ЛОГОПАТОЛОГУ

Давайте поговорим теперь о том, какие причины побуждают родителей обратиться к логопатологу и когда это необходимо сделать. Наиболее частые поводы — позднее развитие речи, нарушения понимания речи или дефектное звукопроизно-шение. На самом деле проявлений отклонений в развитии речи намного больше, но те, которые названы, более наглядны и понятны даже неопытному родителю. Прочитав этот раздел, вы смело сможете считать себя уже «продвинутым», «теоретически подкованным» и, возможно, окажетесь более предусмотрительным при воспитании своего ребенка. Как известно, чем раньше мы замечаем проблемы в развитии и начинаем их исправлять, тем больше шансов у ребенка на успешное их преодоление. Поэтому каждому родителю полезно знать о наиболее ранних признаках неблагополучия.

Многие из вас уже, наверное, слышали о том, что младенец начинает понимать речь своих близких буквально с первых дней после своего рождения. Однако это понимание носит весьма своеобразный характер. Из всей информации, которую содержит в себе речевое сообщение, малыш раньше всего выделяет и начинает понимать то, что передается интонацией, выразительной окраской речи взрослых. И мать, чувствуя это, обращается к младенцу с несколько утрированной, подчеркнуто выразительной интонацией. Ребенок интуитивно понимает эмоциональный подтекст того, что выражает голос мамы или папы.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У РЕБЕНКА

Подготовительный, доречевой этап развития

2—4-й месяцы в жизни ребенка

Уже в 2-3 месяца младенец очень бурно реагирует на вид склоненной к нему головы папы или мамы, на звук их голоса. Более всего его внимание приковывают глаза и губы говорящего. Это обычно вызывает бурную радость младенца: он активно гулит, размахивает ручками и ножками. Специалисты называют это «комплексом оживления». В этот период, по наблюдениям ученых, отчетливо проступают потребность и способность ребенка к «диалогу» с матерью или другим, заменяющим ее очень близким человеком. Проявляется это в том, что малыш прислушивается к голосу матери, ее речи, обращенной к нему. Затем, когда она замолкает, начинает гулить, а потом вновь замолкает, делая некоторую паузу, во время которой мать, в свою очередь, снова обращается к ребенку. Такие циклы могут повторяться несколько раз с определенной регулярностью и весьма напоминают диалог с периодической сменой говорящих партнеров. В этот и следующий период речь матери имеет особый характер, резко отличающийся от ее обычной манеры разговаривать. Она говорит с несколько утрированной интонацией, очень выразительно, голосом, окрашенным радостью, любовью. Такой диалог сопровождается еще и обменом взглядами. При этом мать смотрит на ребенка примерно в десять раз дольше, чем это делают, например, взрослые, разговаривая друг с другом.

Отсутствие у трехмесячного малыша «комплекса оживления», ответных мимических знаков или гуления, его безучастность к обращениям матери — признаки, означающие наличие некоторого своеобразия в его развитии. Если вы заметили это и не видите заметного прогресса на протяжении нескольких месяцев — посоветуйтесь со специалистом.

Надо сказать, что развитие речи и общения на первом году жизни зависят не только от состояния центральной нервной системы, головного мозга, но и от окружающей психологической обстановки, характера социальных и эмоциональных отношений между родителями и младенцем. Да, да, не удивляйтесь! Уже в столь раннем возрасте можно говорить об установлении определенных взаимоотношений между младенцем и его родителями. Психологи и лингвисты доказали, что чем мать чувствительнее, восприимчивее, чем более чутко реагирует она на звуки, которые издает младенец, на особенности его поведения, мимики, тем активнее развивается у него речь. Это способствует и формированию у него устойчивого чувства безопасности, уверенности в том, что родители понимают его и любят. Такая мать постоянно готова к диалогу с малышом, живо откликается репликами или взглядами, понимающей улыбкой на его гукание, гуление, лепет либо действия. В противном случае ребенок не получает адекватного подкрепления своим попыткам наладить контакт, сообщить что-то важное для него. Это приводит к снижению его активности, общительности, любознательности. Речь у таких детей может запаздывать в своем развитии. Но еще тревожнее то, что при таких отношениях малыш теряет уверенность в том, что он надежно защищен, любим, интересен и нужен своим родителям. Это порождает чувство тревоги, делает ребенка более боязливым, капризным или замкнутым, пассивным.

5—8-й месяцы в жизни ребенка

В начале данного периода, к 5-6-му месяцу гуление сменяется у детей лепетом. Разница заключается в том, что ребенок становится способным произносить звуки, напоминающие слог. Они состоят из звуков типа гласного и согласного: дя-дя-дя-дя, тя-тя-тя-тя, айяйяй- айяйяй и т. п. В 7-8 месяцев лепечущий ребенок предпринимает попытки имитировать речь взрослых. В силу ограниченных возможностей речевого аппарата и недостаточной зрелости мозговых центров, ответственных за развитие речи, ребенок может подражать лишь интонации речи взрослых.

Примерно в этот же период младенец начинает использовать некоторые жесты и мимику для общения. Например, он может использовать указательный жест для того, что привлечь внимание взрослого к чему-то, заинтересовавшему его, или желая получить это. Улыбка, взгляд в глаза взрослого служат побуждением к общению. Отворачиваясь или зажмуривая глаза, младенец демонстрирует нежелание участвовать в чем-то, предлагаемом ему взрослым. У некоторых детей уже в это время появляются жесты типа «пока-пока», отрицательный жест «нет» головкой.
На этой же стадии развития малыш уже может понимать отдельные слова или словосочетания. Понимает он их только в привычных ситуациях, «читая» жесты и мимику взрослого. По вашей просьбе он может выполнить, если захочет, некоторые ваши простые просьбы: дай ручку, открой ротик (во время кормления), иди ко мне.

Однако некоторые дети не только не пытаются подражать, но вообще постепенно перестают лепетать. Чаще всего причины этого — нарушения слуха (тугоухость или глухота) или сенсорная алалия. В последнем случае ребенок может слышать речь, но совершенно не понимает ее. Звуки речи такими детьми воспринимаются как бессмысленный шум. Раннее выявление и специальное обучение позволяют даже у таких детей выработать способность понимать речь и пользоваться ею для общения. Редкой, но весьма тяжелой причиной нарушения понимания речи в этом возрасте является такое психическое расстройство, как ранний детский аутизм. При этом ребенок избегает любых форм общения с близкими, предпочитает не смотреть в лицо говорящего с ним человека. Игры таких детей носят странный, необычный и стереотипный характер.

После 8-9-го месяца жизни ребенок параллельно с ростом понимания смысла и значения всего, что его окружает, событий, которые происходят с ним или рядом с ним, начинает все более полно понимать значения речевых высказываний взрослых. Проявляется это в том, что он становится способным совершать действия, соответствующие просьбам или указаниям взрослых («Дай куклу!», «Возьми ложечку», «Покажи, где мама?» и т. п.). Таким образом развитие способности к пониманию речи, то есть так называемой «пассивной речи», начинается на 3-5 месяцев раньше, чем ребенок произнесет свои первые слова. Несмотря на столь раннее начало, развитие и совершенствование умения понимать речь собеседника занимает весьма продолжительный период, выходящий за пределы дошкольного возраста.

Развитие речевых навыков

12—14-й месяцы в жизни ребенка

Когда ребенку исполняется 12-14 месяцев, все родители переживают, пожалуй, самый волнующий момент в своей жизни: малыш произносит свои первые слова. У большинства детей это происходит в 10-12 месяцев, у некоторых — чуть позже. Предельным возрастом появления первых слов в норме считается 14 месяцев.

Если же ребенок старше 1года 2 месяцев все еще не произносит ни одного, хотя бы не очень членораздельного слова, то родителям следует насторожиться, поскольку это уже признак задержки речевого развития. Причины этого разнообразны: раннее повреждение речевых центров головного мозга или замедленное их созревание, задержка общего психомоторного развития, нарушение слуха и другие.

Однако, если вы заметили что-либо подобное у своего ребенка, не отчаивайтесь. Присмотритесь к нему внимательнее. Очень важно, пытается ли ребенок наладить контакт с вами с помощью изобразительных жестов, мимики, понимает ли он вашу речь. Если вы получите положительное подтверждение этого, то прогноз довольно благоприятен. Помочь такому ребенку легко, но только при раннем обращении к помощи специалистов — логопатологу, сурдологу (специалисту по нарушениям слуха), логопеду, психоневрологу.

Иногда такая задержка развития речи сочетается и с поздним появлением навыков ходьбы. Такие случаи должны вызвать большую настороженность. Нередко это означает, что первично у ребенка нарушено интеллектуальное развитие, а вследствие этого (то есть вторично) страдает речь. Обычно такие дети нуждаются в медикаментозном лечении и постоянном наблюдении у психоневролога, логопатолога, логопеда, дефектолога. Многие родители не вполне понимают разницу между логопедом и дефектологом. Действительно, они имеют много общего. Но главное различие в том, что дефектолог с помощью приемов специальной педагогики помогает ребенку развиваться умственно, корригирует его отставание в интеллектуальном развитии. В тех случаях, когда речь развивается медленно из-за отставания в психическом развитии, требуется помощь и дефектолога, и логопеда.

Самые сложные случаи — отставание в речевом развитии, вызванные ранним детским аутизмом или сенсорной алалией. Диагностика обоих заболеваний весьма сложна и требует от специалиста большого опыта и мастерства. Без обращения к логопатологу здесь не обойтись. Нередко требуется и участие психиатра. Очень важно правильно разобраться в причинах аномального развития речи, то есть установить правильный диагноз. Методика оказания медико-психологической, педагогической помощи будет весьма различаться в зависимости от диагноза.
Практически всегда есть необходимость пройти аудиологическое обследование, для того чтобы исключить снижение остроты слуха.

1,5—3 года в жизни ребенка

Наиболее активно речь ребенка развивается в возрасте от 1,5 до 3 лет. Психологи называют этот период сенситивным, то есть чувствительным для речи. В этом возрасте мозговые структуры, ответственные за развитие речи, наиболее восприимчивы к влиянию среды, способствующей усвоению родного языка. Речь развивается сразу в нескольких направлениях: осваиваются грамматические правила построения фраз, заканчивается овладение произношением звуков речи, развивается способность связно выражать мысли в речевой форме, совершенствуется понимание речи.

В конце первого, на втором и третьем годах жизни ребенок наиболее полно понимает сказанное только с опорой на неречевой контекст: привычную ситуацию, окружение, знакомые и совершаемые совместно со взрослым действия, интонацию и мимику взрослого собеседника. Поэтому, желая активизировать речевое развитие ребенка в этом возрасте, вы должны разговаривать с ним, сочетая это с совместными действиями, игрой.

Развитие связной речи в первые годы жизни ребенка происходит в двух основных аспектах: совершенствуются способности к пониманию устных развернутых высказываний и растут возможности передачи собственных мыслей в речевой форме. Умение слушать и понимать услышанное формируется не только в раннем и дошкольном возрасте, но и в школьные годы. На 2-4-м году жизни ребенок понимает речь неполно, фрагментарно. Значительно лучше он понимает сказанное, если это происходит в связи со знакомыми, повторяющимися действиями или ситуациями. Много информации в этом возрасте дети извлекают из интонации, мимики, жестикуляции и неречевого контекста. Кроме того, иллюзия полного понимания детьми речевых высказываний взрослых возникает благодаря информационной избыточности речи. Даже не зная точных значений некоторых слов, об общем смысле сказанного можно догадаться, поняв лишь часть фразы. Например, если ребенку трех лет за обедом скажут «Доедай гарнир!», он наверняка поймет, что надо делать: в тарелке осталось пюре или макароны, и именно это нужно доесть. При этом значения самого слова «гарнир» он, скорее всего, и не знает.

Таким образом, очевидно, что в этот период жизни у ребенка нужно формировать способность более полно понимать речь взрослых без опоры на наглядность или догадку. Эта облегчит ему и понимание книг, которые взрослые будут читать вслух. Трудность понимания книжных текстов заключается в том, что по стилю это речь письменная, а не разговорно-бытовая. Поэтому, читая книги своим детям, старайтесь убедиться в том, что текст ими понят полностью. В этом могут помочь и дополнительные комментарии «от себя», сопровождающие чтение текста. Отсутствие у ребенка интереса к слушанию чтения книг является верным признаком того, что он плохо понимает текст. В таких случаях лучше ограничиться упрощенным его пересказом.

Осваивая многочисленные и сложные правила родного языка, на основе которых ребенок выражает мысли в словесной форме, он закономерно и абсолютно правомерно допускает ошибки как в произношении звуков, так и в грамматическом построении фраз.

Вот несколько примеров таких ошибок, взятых из книги « От двух до трех. Дневниковые записи».
Маленький Дима (2 года 6 месяцев) после просмотра мультфильма говорит: «Ляхотювонтумаму». Мама спрашивает: «А как же я, сынок?» — «Атинетакаля… Ни ф атьках (очках)».

Дима (2 года 7 месяцев): «Сюда хатю забиляться. Мама, забили меня (то есть подсади наверх)». Он же в другой ситуации: «Мам, сати (смотри), пальтики у маля липнули».

Виталик (3 года) на вопрос: «Ты куда пошел?» отвечает: «В ковату (в кровать)». Он же: «Ой какая кукука! Дай дуичка! (дудочку)». В этом же возрасте некоторые дети говорят почти правильно, допуская лишь единичные ошибки. Разброс между темпами созревания речи у разных детей в этом возрасте очень велик. Ошибки в приведенных примерах не выходят за пределы допустимых погрешностей в этом возрасте.

В других случаях ошибки могут быть значительно грубее, простительные лишь для детей второго года жизни или носящие явно патологический характер. Например, Таня в 2 года 8 месяцев говорит: «Се ди па! Се, Няня фо па. Седи» (Свет, иди спать! Свет, Таня хочет спать. Свет, уходи!). Для данного возраста речевые ошибки носят слишком грубый характер, свидетельствуют о задержке речевого развития. Это достаточный повод для обращения за помощью к логопатологу или логопеду.

Я специально подробно остановился на описании ранних этапов развития речи. О патологических проявлениях этого периода меньше известно даже специалистам, а тем более родителям. По этой причине многие из них обращаются к врачам слишком поздно. Нельзя не признать, что порой даже некоторые логопеды предлагают родителям подождать до 4-5 лет и не оказывают помощи своевременно. Такой совет — признак низкой профессиональной компетентности. Если вы оказались в подобной ситуации — поищите более профессионального специалиста и проконсультируйтесь с ним.

На третьем, четвертом или пятом годах жизни в речи многих детей появляются очень своеобразные обороты и слова, вызывающие у взрослых улыбку. Множество таких примеров словотворчества собрано в книге Корнея Чуковского «От двух до пяти»:

Отскорлупай мне яйцо.
Замолоточъ этот гвоздик.
Янамакаронился.
Мама сердится, но быстро удобряется.
Лопнутая бутылка.
Наше радио очень оручее.
Мама, я боюсь, на полу паукан!

Подобные языковые инновации, как их называют лингвисты, появляются потому, что ребенок начинает интуитивно улавливать правила, по которым происходит словообразование и словоизменение. Применяя эти правила, малыш образует новые слова, но так как он еще не знает многих ограничений и исключений из правил, слова получаются такие, которых нет в языке взрослых. Подобное языковое творчество является наглядным доказательством того, что дети уже в этом возрасте способны различать случайное и закономерное, могут обобщать свой опыт и выводить на этой основе определенные правила. Однако творческое начало в овладении языком выражено у разных детей в разной степени. Одни больше склонны к подражательности, другие — к самостоятельному строительству языка. Обе стратегии являются нормой, и преобладание одной из них является проявлением индивидуальности ребенка. Тем не менее, те, у кого высоко развито языковое чутье, раньше и легче овладевают грамотой.

Примерно к 5-6 годам речь детей в звукопроизношении и грамматическом строе фраз максимально приближается к нормативной речи взрослых. Однако стилистически в речи еще долго сохраняются особенности, свойственные детскому возрасту. Не стоит усердствовать в том, чтобы заставить ребенка этого возраста обязательно пользоваться литературным языком, книжным языком, фразеологией взрослой речи. В свое время ребенок придет к этому. Но если навязывать это слишком рано, можно лишить его речь индивидуального своеобразия, обезличить ее. В то же время необходимо поощрять у детей старше 5 лет более полные ответы, использование распространенных фраз, развивать повествовательную речь, диалогическую и монологическую речь.

Развитие диалога

Как уже было сказано выше, с самого начала развитие навыков речевого общения предполагает двусторонний характер этой деятельности, то есть представляет собой диалог. Имеется много свидетельств, доказывающих, что активное участие родителей в этой ранней, еще элементарной форме диалога, частота и регулярность подобных эпизодов в жизни ребенка чрезвычайно сильно стимулируют развитие его активной речи. В широком смысле слова диалог предполагает не только обмен репликами двух собеседников, но и их готовность и способность понимать друг друга.

Ситуация естественного диалога возникает при желании что-то сообщить собеседнику. Поэтому, разговаривая с ребенком, родителям следует стараться показать свою искреннюю заинтересованность в беседе и вызвать ее у малыша. Нередко имеющие место односторонние расспросы взрослым ребенка, строго говоря, диалогом не являются. Коммуникация такого рода носит односторонний характер, и ее нельзя считать полноценным общением. Как известно, наиболее надежный способ вызвать интерес у собеседника — это разговор на интересующую и понятную ему тему. Поэтому беседа не должна содержать слишком много новой информации и незнакомой лексики. В подобной ситуации речевая активность ребенка подавляется.

Для понимания того, в чем нуждается ребенок для полноценного развития связной речи, важно вспомнить, какое место занимают в его речевом развитии образцы, задаваемые взрослыми. Большинству детей свойственна склонность к имитации и подражанию. Речевые обороты, которые взрослые часто повторяют, или, как их еще называют, «речевые клише», включаются в речь ребенка и занимают в ней довольно большое, но неодинаковое у разных детей место. Часть детей склонны, подражая взрослым, включать в собственную речь услышанные словосочетания, фразы, понимая их лишь частично. Безусловно, подобный способ освоения родного языка естествен и правомерен. Однако при чрезмерном и раннем усердии взрослых в воспитании у маленького ребенка грамматически правильной речи возникает риск сформировать слишком шаблонную по стилистике речь, которая не способствует созреванию «языковой личности» ребенка, унифицирует ее. Немало детей предпочитают идти своим путем и весьма преуспевают в этом при условии адекватного отношения к этому взрослых и прежде всего, конечно, родителей. Именно тогда речь детей восхищает нас своей самобытностью и выразительностью. Поощрение подобного способа освоения родного языка предполагает создание условий для общения на основе партнерских, равноправных взаимоотношений между взрослым и ребенком в ситуации диалога. Это означает, что взрослый готов выслушать и понять точку зрения ребенка (независимо от его возраста), а отвечая, подстроиться к его уровню понимания. При этом тема беседы становится предметом совместного обсуждения. Это принципиально отличается от ситуации разъяснения (или повествования) со стороны взрослого и слушания-усвоения-запоминаиия — со стороны ребенка. Разница заключается в том, что в первом случае ребенок является активным участником речевого общения и учится не только правильно строить фразы,
но и самостоятельно организовывать процесс беседы в удобной для обоих собеседников форме. Собственные мысли и свой, индивидуальный способ их изложения должны приветствоваться взрослым, даже если это выглядит в его глазах «детским лепетом». Именно тогда возникает в полном смысле слова диалог, создаются условия для его дальнейшего развития и совершенствования.

Развитие повествовательной речи

В процессе беседы высказываниям ребенка второго-четвертого года жизни обычно свойственны неполнота и фрагментарность. Для формирования у ребенка более полных и понятных высказываний взрослый должен уметь терпеливо и последовательно задавать встречные наводящие вопросы, помогающие ребенку излагать свои мысли последовательно и более распространенно. Некоторым может показаться более легким путем задание ребенку эталонов, образцов правильного описания, например, картинки или ситуации. Однако, делая это прямолинейно («Вот, слушай, как надо!»), мы в определенной мере подавляем собственное речевое творчество ребенка, а с другой стороны, фиксируем его внимание на его речевой некомпетентности. Это подталкивает ребенка на репродуктивный, подражательный путь усвоения языка, сводящийся к воспроизведению чужих речевых оборотов и речевых клише. Это не означает, конечно, что не следует исправлять речевые ошибки ребенка. Однако делать это надо деликатно и тактично, не ущемляя собственного достоинства ребенка, которое появляется очень рано, хотя не все взрослые подозревают об этом.

В этот период ребенок мыслит преимущественно образами. Поэтому, когда он о чем-то рассказывает другому собеседнику, он как бы мысленным взором представляет образ того, что хочет передать, и в речи лишь комментирует некоторые детали этого образа. Создается впечатление, будто он думает, что аналогичный образ представляет и собеседник, и коротких речевых реплик достаточно, чтобы тот понял, о чем идет речь. Такая особенность называется «эгоцентризмом» мышления и речи ребенка. Он еще не может в полной мере встать на позицию собеседника и согласовывать подробность своего рассказа со степенью осведомленности собеседника в отношении событий, о которых идет речь. Важно, чтобы ребенок смог почувствовать: сумел ли он объяснить то, что хотел, и понял ли его собеседник. В свою очередь, взрослый может помочь ему в этом, уточняющими вопросами давая понять, что предмет беседы ему интересен (это очень важно для ребенка!), и ему хочется услышать в подробностях то, что хотел сообщить ребенок. При этом расспросы должны носить естественный, не экзаменующий характер. Если, рассказывая, ребенок неправильно, аграмматично построил фразу или допустил ошибку в произношении, его можно-поправить. Только делать это нужно не слишком часто на протяжении одной беседы, выбирая для этого наименее обидный для него способ: «Ты, наверное, хотел сказать…?»

Одним из трудных моментов в освоении ребенком повествовательной речи является необходимость связывать отдельные фрагменты рассказа логически и излагать их в соответствии с временной последовательностью описываемых событий. Эта трудность обусловлена незрелостью навыков программирования как речевых высказываний, так и мышления. Одним из приемов, помогающих развить подобные способности, является составление рассказов из серий картинок. При этом задачей ребенка является осмысление фрагментов события на отдельных картинках, объединения их в целую историю с учетом логической связи отдельных звеньев, представленных на картинках, входящих в серию. Чем больше картинок входит в серию, тем труднее задача. Одновременно ребенок должен понять, в какой последовательности развивались события в рассказе. Составляя по сложенной им серии картинок устный рассказ, он учится логически организовывать свое повествование и согласовывать его с изображенным на картинках.

Вышеперечисленные способности к связной речи могут затормозиться в своем развитии по разным причинам. Причин этих много, и они весьма разнообразны: эмоциональный дискомфорт в семье и отношениях между детьми и родителями, низкий культурный уровень семьи, отставание ребенка в психическом развитии, избирательные формы недоразвития речи, ранний детский аутизм, неврозы и др. Разобраться в этом, правильно оценить состояние речевых способностей ребенка и получить квалифицированную помощь вы сможете у логопатолога и логопеда.

Освоение письменной речи

Проблемы развития речи у детей, однако, не исчерпываются тем, что было сказано выше. Существует еще так называемая «письменная речь», то есть навыки письма и чтения, с помощью которых ребенок учится грамотно излагать свои мысли на бумаге, в письменной форме и полноценно понимать письменные сообщения, тексты, передающие мысли и чувства других людей. Ребенок начинает осваивать эти непростые навыки в среднем в 6-7 лет. Однако в последние годы среди родителей наметилась тенденция начинать обучение чтению (а иногда и письму) с 5,4 и даже с 2 лет. Если это делается без учета готовности ребенка к усвоению таких навыков^ него возникает много проблем, значительных затруднений, проявляющихся в дефектном, неполноценномусвоении навыков и формировании стойкого отвращения к чтению и письму. Такой печальный исход может произойти с еще большей вероятностью, если раннее обучение ведется человеком без должной профессиональной подготовки.

Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь письму и чтению, ребенок овладевает совершенно новыми для него формами умственной и языковой деятельности. Он должен усвоить новую и довольно сложную систему графических символов — букв, обозначающих звуки речи. До этого момента дети осознают только смысловую сторону речи: предметы и явления, обозначаемые определенными словами, и содержание (смысл), передаваемый словосочетаниями и фразами. Начиная осваивать азбуку, ребенок должен представлять, что такое звуки речи, которые сами по себе, изолированно ничего не означают в смысловом отношении. Он должен научиться делить слово на слоги и звуки. Он должен знать многочисленные правила обозначения звуков буквами и «озвучивания» буквосочетаний (в том числе правила и навыки слогослияния).

Однако и это не самое сложное и не самое важное. Научившись элементарным техническим навыкам чтения, ребенок приступает к самому трудному и главному в чтении: он должен научиться извлекать смысл из письменных текстов. Сложность этого связана с тем, что письменные тексты (письменная речь) построены по правилам, значительно отличающимся от правил организации устных высказываний. То, как ребенок привык выражать свои мысли в разговорной речи, и как это делают взрослые, общаясь с ним, резко отличается от «книжного языка». В повседневном общении используются преимущественно диалогические формы речи: вопросы, ответы, обмен репликами. Немалую опору в понимании устной речи для детей дошкольного возраста представляет событийный контекст, то есть конкретные (предметные или действенные) моменты ситуации, в которой происходит разговор, интонация говорящего, выражение его лица, жестикуляция и др. Все эти опоры отсутствуют в письменных текстах, носящих в большинстве случаев характер монолога. Поняв значения прочитанных слов, ребенок должен затем обобщить их, заново интерпретировать значения слов с учетом речевого контекста. Например, значение слова «упал» в словосочетаниях «упал духом» и «упал в лужу» резко различно. После этого ему предстоит реконструировать значение целого текста или фрагмента текста так, чтобы в голове возник отчетливый образ того, о чем повествуется в книге. Следует учитывать и тот факт, что дошкольник мыслит преимущественно образами, которые и несут для него основное смысловое и эмоциональное содержание. Поэтому, если в процессе чтения не происходит полноценного перевода с письменного языка на образный, чтение не доставляет ребенку удовольствия и весьма мало способствует приобретению новых знаний и умственному развитию.

Полноценное освоение всех вышеперечисленных навыков предполагает определенный минимально необходимый уровень зрелости мышления и речи. Иначе говоря, должно наступить состояние готовности к усвоению грамоты и письменного языка. Этот важный момент нередко упускают родители, стремящиеся научить ребенка читать как можно раньше. Нередко, даже в случаях неполной готовности к овладению чтением удается тем или иным способом научить ребенка техническим навыкам чтения, то есть «говорению по буквам». Полноценного же понимания прочитанного может не наступить. В результате ребенок, демонстрирующий формально неплохие показатели скорости и техники чтения, понимает прочитанное весьма поверхностно. Чтение остается для него неработающим, чисто учебным навыком.

Чтобы избежать подобной дисгармонии при освоении чтения, привить любовь к этому занятию, с самого начала обучения необходимо достаточное внимание уделять развитию полноценного понимания прочитанного. Удобным для этих целей приемом является соотнесение прочитанного текста или его фрагмента с соответствующей ему по содержанию картинкой.

Существует определенная категория детей, испытывающих стойкие трудности в овладении письмом и чтением даже с 7 лет. Это дети, страдающие дислексией или дисграфией. Предупреждение и исправление таких расстройств тоже относятся к компетенции логопатолога и логопеда.

ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ

Причины нарушении развития речи у детей

Примерно у 25-30 процентов детей дошкольного возраста отмечаются отклонения в развитии речи. Среди них преобладают мальчики, их в 2-5 раз больше, чем девочек. Причины отклонений в развитии речи у детей весьма разнообразны. По времени воздействия их можно объединить в три группы:

• наследственные аномалии, обусловленные недостатками генетической программы развития речи;
• осложнения и заболевания периода беременности и родов;
• заболевания, перенесенные ребенком в первые 2-3 года жизни.

Природа наследственных или семейных случаев патологического формирования речи проявляется тем, что аналогичные случаи задержки речевого развития или недоразвития речи встречаются у родителей, прародителей, у братьев или сестер (родных или двоюродных). В некоторых случаях наследственная предрасположенность обнаруживается через поколение (например, у дедушки и внука). Тогда у внешне здоровых родителей ребенок развивается с проблемами в речевой сфере.

Осложнения и заболевания периода беременности (чаще во второй ее половине) и родов особенно часто встречаются, когда у детей имеются аномалии развития речи. Это не означает, что любое осложнение беременности или родов приводит к нарушению психомоторного или речевого развития детей. Это всего лишь факторы риска, повышающие вероятность таких отклонений. Наиболее частые осложнения: тяжелый токсикоз беременности, угроза выкидыша, инфекционные заболевания беременной, заболевания, сопровождающиеся кислородным голоданием плода, — хроническая анемия беременных, бронхиальная астма с частыми приступами, хроническая сердечно-сосудистая недостаточность, а также заболевания печени и почек, алкогольная и наркотическая интоксикация, профессиональные вредности (рентгеновское облучение, ультразвуковое воздействие, фармацевтическое производство, производство удобрений, работа с горюче-смазочными материалами, в лакокрасочной промышленности, текстильное производство и др.).

Осложнения родовой деятельности, неблагоприятные для плода, проявляются в виде затяжных родов (больше 12 часов), ускоренных и стремительных родов (меньше 8 часов), обвития пуповины вокруг шеи, родовой травмы и асфиксии при рождении (ситуации, когда родившийся ребенок закричал лишь после вмешательства врачей).

Определенные серьезные заболевания, которые ребенок перенес в первые 2-3 года жизни, могут затормозить темпы развития речи или внести дисгармонию в этот процесс. К таким заболеваниям можно отнести тяжелые, длительно текущие желудочно-кишечные заболевания, в том числе инфекционные, заболевания дыхательных путей, которые сопровождаются дыхательной недостаточностью (тяжелые пневмонии с астматическим компонентом, состояния типа ложного крупа, которые сопровождаются резким затруднением дыхания и др.), менингоэнцефалиты, травмы головы с явлениями сотрясения мозга.

В ряде случаев к приостановке речевого развития приводят тяжелые психотравмы, потрясения.

Отдельные формы нарушения речи у детей

Нарушения звукопроизношения

Нарушения звукопроизношения у детей проявляются в том, что они не могут в должный срок и с должным качеством научиться произносить звуки родного языка. Для родителей это становится заметным в случаях грубой патологии — на 2-3-м годах жизни. В случаях не очень тяжелых расстройств они замечают это поздно: на 5-6-м годах жизни, то есть тогда, когда ребенок должен овладеть нормативным произношением всех звуков речи.

Нарушения звукопроизношения могут носить легко обратимый, функциональный характер. Такие нарушения в логопедии называют функциональной дислали-ей. Наиболее часто неправильно произносятся звуки Р, РЬ, Ч, Щ. Для произношения они наиболее сложны и усваиваются детьми в числе последних: на 5-6-м годах. В подобных случаях логопедические занятия в течение 1-3 месяцев позволяют устранить эти недостатки.

Нередко недостатки звукопроизношения носят более серьезный и стойкий характер, так как обусловлены повреждением мозговых центров, ответственных за координацию артикуляционных движений. Иногда это делает невозможным для ребенка произнесение определенных звуков. Многие звуки произносятся с грубыми искажениями. В результате речь становится мало членораздельной. Такие расстройства получили название дизартрии.

Дизартрия — диагноз, означающий достаточно серьезное нарушение, обусловленное органическим поражением определенных центров головного мозга, ответственных за управление произвольными мышечными движениями, составляющими артикуляцию. В результате этого нарушается тонус мышц, участвующих в артикуляции, объем их движений ограничен. Как правило, у таких детей отмечается слюнотечение (они не сглатывают слюну, как это автоматически делают здоровые дети). В ряде случаев нарушается акт жевания, страдает мимика.

При дизартрии звукопроизношение искажено настолько, то это производит впечатление «каши во рту», и понять ребенка иногда достаточно сложно. Искажается произнесение гласных и согласных звуков, обедняется интонационная окраска речи. На исправление дизартрии нередко уходят многие годы. Длительность кор-рекционной работы прямо зависит от своевременности обращения и начала оказания помощи. Своевременным, оптимальным для начала коррекционной работы следует считать возраст 2-3 года. Каждый упущенный год удлиняет срок коррекции и снижает качество результата.

При артикуляционной диспраксии органическое поражение речевых центров мозга носит более избирательный и менее грубый характер. Основные трудности касаются произвольной, целенаправленной координации движений артикуляционных мышц, необходимых при произнесении некоторых согласных звуков. Ошибки произношения могут выражаться в замене одного звука другим: шапка — сяпка, сапка, рыва—рыпа, лыба, сушки — суски, сюсъки, барабан — балабан, балябан, баа-бан. В других случаях звуки или слоги пропускаются детьми: цветок — итак, морковка — макофка, платок — паток. Возможны перестановки слогов: молоток — мо-толок, веревка —ревевка. Одним из сопутствующих или осложняющих нарушений, которые могут возникнуть у таких детей, является нарушение способности воспринимать на слух тонкие различия между звуками: Б и П, Д и Т, Ш и Т И, Л и ЛЬ и т. п. Подобные недостатки называют «недоразвитием фонематического слуха». Особенность таких недостатков заключается в том, что они выявляются только при специальном обследовании и поэтому часто остаются незамеченными. Однако их наличие может иметь очень серьезные и неприятные последствия. При поступлении в школу, обучаясь письму и чтению, такие дети испытывают большие трудности и систематически допускают ошибки. Легче предупредить такие последствия в дошкольном возрасте, чем бороться с ними в школьные годы.

Моторная алалия

Сущность недуга, который называют моторной алалией, не вполне согласуется с его названием. Не моторные ограничения в таких случаях затрудняют ребенку овладение речью. Основная его проблема — неспособность выразить мысли в словесной форме. Каждый из нас, прежде чем высказать что-либо, представляет это в аморфном, образном виде. Лишь после этого мысль облекается в слово, а из слов строится высказывание. Именно этот шаг от мысли к слову, фразе, высказыванию с большим трудом делают дети с моторной алалией. В полной мере представить себе внутреннее состояние такого ребенка взрослый сможет, лишь оказавшись в иноязычной стране, понимая иностранный язык, но не умея говорить на нем.

Моторная алалия встречается у детей довольно редко: примерно у одного из 1000 родившихся. У мальчиков это случается в 5-8 раз чаще, чем у девочек. Причиной моторной алалии чаще всего является органическое повреждение речевых центров головного мозга в конце беременности, во время родов или в первые два года жизни.

Первые признаки, которые позволяют заподозрить наличие у ребенка алалии — очень медленный рост активного словарного запаса на 1-3-м годах. При этом преобладание лепетных слов среди слов, которыми пользуется ребенок, сохраняется до 3-4 лет, и крайне поздно появляется фразовая речь — обычно после 3 лет. Но наиболее разительным является контраст между крайне ограниченной способностью говорить и почти полным пониманием речи.

Многие их таких детей произносят свои первые слова в положенный срок: в 1 год-1 год 2 месяца. Однако довольно часто даже к концу 2-3-го года жизни эти слова еще весьма мало похожи на те, которые используют взрослые. Например, ребенок называет кошку — «км», маму — «ма», собаку — «аф», корову —«му». Объем слов, которые использует в речи ребенок, увеличивается крайне медленно. Даже научившись строить простейшие фразы, ребенок продолжает еще использовать ле-петные слова: «ляля бух» (кукла упала) говорит такой ребенок 4,5 лет. В норме лепетные слова используются детьми до 1,5 лет, редко — позже. Научившись пользоваться фразами из 2-3 слов, что у них происходит обычно после 4 лет, такие дети очень долго грубо нарушают согласование слов во фразе по числу, роду, падежам: «песокмного», «большаямяч», «часька тоит на стол» или «часъка тоит тол».

Неспособность пользоваться речью совсем не означает умственную неполноценность. Дети с моторной алалией весьма неплохо конструируют, играют в сюжет-но-ролевые игры, хорошо и вовремя овладевают навыками самообслуживания.

Трагедия этих детей в том, что они не могут высказать своих желаний, объяснить свои поступки, поделиться своими впечатлениями. Частично они пытаются компенсировать это, используя мимику и изобразительные жесты. Наблюдения за поведением родителей свидетельствуют, что некоторые из них начинают редко и малосодержательно общаться с такими детьми. Это происходит непроизвольно: они как бы подстраиваются под предельно упрощенную форму речевого общения самих детей. Дети же нуждаются в обратном — эмоционально живом, разнообразном общении с ними родителей. Лучше всего совмещать это с игрой.

Сенсорная алалия

Сенсорная алалия является полной противоположностью моторной: ребенок совершенно не понимает речь людей, но при этом потенциально сохранными, но совершенно бездействующими остаются механизмы активной речи. Многие дети с сенсорной алалией слышат и узнают звуки, издающиеся неживыми предметами, животными, но речь представляет для них бессмысленный шум. Ребенок, не получивший коррекционной помощи, внешне весьма походит на глухонемого: он не реагирует на речь окружающих и не пользуется речью сам.

В начале коррекционной работы такие дети механически повторяют некоторые слова, еще не понимая их смысла. Такое явление называют эхолалией. Логопеду постепенно удается выработать у них связь между словом и смыслом, который оно имеет. После многолетней коррекционной работы специалистам удается сформировать речь настолько, что ребенок может пользоваться ею в общении и неплохо понимает окружающих.

При подобных расстройствах особенно важно как можно раньше, уже на втором году жизни обратиться к логопеду. При позднем обращении (в 5-7 лет) сформировать речь достаточно полноценно не удается.

Причиной сенсорной алалии чаще всего является раннее органическое повреждение тех отделов головного мозга, которые ответственны за различение звуков речи и их связь со смыслом. Такое нарушение речевого развития — тяжелая патология, но даже и в этих случаях ситуация не безнадежна.

Ринолалия

Существует особый вид нарушения речи, не связанный с поражением головного мозга, а обусловленный пороком развития зубочелюстного аппарата. Ребенок рождается с расщелиной твердого нёба. Иногда у этих детей наблюдается и такой порок развития, как расщелина верхней губы (так называемая «заячья губа»). Вследствие этого полость рта оказывается сообщающейся с носовой полостью.

Этот тип врожденной аномалии создает тяжелые проблемы при приеме пищи: она попадает в нос и дыхательные пути. В верхние дыхательные пути легко попадает инфекция. Такие дети часто переносят бронхит, пневмонию и другие заболевания дыхательных пусей. С началом развития речи подобная аномалия грубо затрудняет произнесение звуков. Речь долго остается нечленораздельной, гнусавой. Такая аномалия развития обычно тяжело переживается детьми, что сказывается на их поведении, общении, формировании характера. Они становятся замкнутыми, у них снижается самооценка, значительно ограничивается общительность.
Главным средством помощи таким детям является раннее оперативное вмешательство: в несколько этапов, уже в младенческом возрасте детям закрывают расщелину нёба кожным лоскутом. Пока расщелина не закрыта хирургическим путем полностью, ребенок носит специальную съемную пластинку, закрывающую расщелину — обтуратор. После этого начинают занятия с логопедом, формируя правильное звукопроизношение. При раннем вмешательстве удается полностью исправить аномальное произношение, что позволяет ребенку обучаться в обычной школе и даже получить высшее образование. При этом удается избежать и вышеописанных осложнений, касающихся личности ребенка. Позднее оказание помощи значительно затрудняет исправление дефектов речи, которые могут приобрести стойкий, труднообратимый характер.

Дислексия

Как упоминалось выше, овладение грамотой представляет собой особый и важный этап как в умственном, так и в речевом развитии ребенка. У большинства детей это не вызывает существенных затруднений. Некоторые из них осваивают эти навыки самостоятельно, еще до поступления в школу. Темпы и сроки освоения чтения и письма варьируют среди детей в широких пределах. Это зависит от многих причин: врожденных задатков, богатства и разнообразия речевого общения в семье, выраженности интереса к письменному слову у родителей, правильности, грамотности, своевременности подготовки ребенка к освоению письменной речи. Некоторые дети активно проявляют интерес к буквам, печатному тексту еще в 3-4 года. Складывание слов из букв, чтение слов является для них интересной игрой, в процессе которой они почти полностью самостоятельно осваивают сначала чтение, а затем письмо печатными буквами. У других вполне здоровых детей это происходит значительно позже. Хотелось бы предостеречь родителей, легковерно идущих на поводу у некоторых модных педагогов-экспериментаторов. Если вас в детском саду или в школе уверяют, что дети должны поступать в первый класс, умея бегло читать, а ваш ребенок еще не освоил этого, сохраняйте спокойствие. Такие требования к детям завышены. Однако если на шестом году жизни ребенок упорно не может запомнить буквы, если даже после специальных занятий он не в силах научиться делить слово на звуки, а к концу первого года обучения в школе не научился сливать слоги — покажите его логопатологу. Такие явления представляют собой признаки риска.

Существует категория детей, страдающих дислексией, то есть специфической избирательной стойкой неспособностью овладеть навыком чтения даже при своевременном и правильном обучении и нормальном умственном развитии.

Причины такой аномалии могут быть весьма различными: наследственность, осложнения в период беременности и родов, заболевания первых трех лет жизни. Известны семейные формы дислексии, когда она встречается одновременно у нескольких членов одной семьи. Мальчики страдают этим недугом в 4—5 раз чаще, чем девочки.

Вышеуказанные причины нарушают у ребенка созревание психологических и языковых предпосылок, необходимых для того, чтобы сформировался полноценный навык чтения. При этом общие интеллектуальные способности могут вполне соответствовать норме. Первые проявления подобных трудностей — это неспособность усвоить связь между звуком и буквой и научиться сливать слоги. Важно суметь отличить случаи несколько замедленного, но нормального усвоения чтения от дислексии.

В последние годы среди учителей и некоторых родителей сложилось представление, что умение читать — показатель готовности к обучению в школе. Такое представление в корне неверно! Темпы созревания психологических предпосылок, необходимых для обучения грамоте и счетным навыкам, у разных детей различны. У некоторых вполне здоровых детей этот процесс завершается к 7 годам. Успехи многих других детей, поступающих в школу умеющими читать, зависят не столько от их способностей, сколько от рвения родителей и воспитателей детских садов. Более того, нередко уже в первый год обучения в школе к детям предъявляют искусственно завышенные требования по скорости чтения. Всем родителям следует знать, что нормальные показатели скорости чтения в первом классе при обучении по трехлетней программе — 40-50 слов в минуту к концу учебного года, во втором классе — 75 слов в минуту. При четырехлетней программе обучения требования еще ниже. Любые локальные повышенные требования не обоснованы, и оценивать по ним успехи ребенка неправомерно. Ошибочная гипердиагностика отставания в чтении может нанести не меньше вреда, чем пропущенные случаи истинной патологии.

У части детей с дислексией букварный период растягивается на 1-2 года, и даже после этого срока звукобуквенные связи остаются непрочными, неавтоматизированными. Ребенок может путать некоторые буквы даже при чтении набора изолированных букв. В других случаях основные трудности касаются слогослияния. Ребенок надолго застревает на этапе побуквенного чтения. При этом он сначала прочитывает согласный и гласный отдельно, а потом пытается слить их, но это ему не удается. Не умея сливать слоги, ребенок пытается угадать их и допускает при этом большое количество ошибок: замены согласных, гласных, перестановки букв, добавления букв и др. Скорость чтения в связи с этим остается очень низкой даже после 2-3 лет обучения в школе: 20-30 слов в минуту вместо 75 (в конце второго класса) или 95 слов (в конце третьего класса). Как правило, понимание прочитанного остается неполным, упускается много деталей, не понимается подтекст. В самых тяжелых случаях прочитанное остается абсолютно не понятым, то есть чтение носит «механический» характер. Сам процесс чтения длительное время остается очень трудоемким, требует от детей приложения значительных усилий, быстро утомляет их. Поэтому чтение становится крайне неприятным, и дети избегают его. Чтение книг не вызывает интереса, а принудительное чтение вызывает протест, слезы, а иногда паническое состояние и тревогу.

Некоторые учителя, не распознав природу трудностей ребенка в чтении, рекомендуют родителям заставлять ребенка читать как можно больше. При дислексии такая тактика не только не полезна, но даже вредна. Она усугубляет отвращение к чтению, невротизирует ребенка. Размер и сложность текстов должны соответствовать возможностям ребенка. Читать лучше небольшими порциями, перемежая это чтением реб.енку вслух.

Такие дети крайне болезненно переносят стойкую неспособность научиться читать, избегают публичного чтения, например, перед классом. Нередко формируются заниженная самооценка, неуверенность как стойкая черта характера, неприязнь к учебе. Поэтому будьте чуткими и терпимыми к подобным трудностям у ребенка! Это не вина его, а беда.

Общие способности и интеллект могут быть на достаточно высоком уровне. У некоторых детей с дислексией высоко развиты математические способности.

В то же время большинство из них испытывают трудности в письме, допускают много ошибок в виде пропусков букв, раздельного написания приставок, слитного написания предлогов.
При своевременном оказании помощи навык чтения удается развить до среднего уровня за 2-4 года. При отсутствии квалифицированной помощи дислексия остается на всю жизнь.

Нарушения письма, дизграфия, дизорфография

Каждый ребенок, обучаясь письму, сначала допускает немало ошибок, но довольно быстро избавляется от них. Если обучать письму начинают с 5 или с 4 лет, то ошибки могут сохраняться вплоть до начала регулярного обучения в школе, и это следует рассматривать как норму. В дошкольном возрасте ребенок по своим языковым и умственным способностям не в состоянии усвоить основной набор правил правописания. Он пишет так, как произносит слова: малако, пабижал, дарагая и т. п.

Кроме того, для дошкольника изображение буквы довольно долго воспринимается так же, как картинка, рисунок, а не символ, знак. Для предметного изображения, как известно, неважно, как оно расположено на горизонтальной оси, повернуто оно вправо или влево, зеркальное изображение предмета воспринимается равноценно с оригиналом. Для символа же все принципиально иначе: зеркальное изображение буквы перестает быть знаком, теряет всякий смысл. Поэтому в письме дошкольников так часто встречаются зеркально изображенные буквы наряду с правильными: С и Э, Р и Ч, Я и R, И и N. Кроме того, нередко встречаются такие ошибки, как пропуски букв, чаще — гласных, слитное написание двух слов — насто-ле, влесу. Уже к середине первого класса ошибок встречается сравнительно мало. Закономерны и правомерны на первом году обучения орфографические ошибки, когда ребенок не учитывает тот факт, что в некоторых словах буквенная запись не совпадает с тем, как мы произносим слово.

Таким образом, временные, преходящие ошибки в начальный период овладения письмом нельзя считать нарушением, это закономерное явление. При овладении любым навыком ребенок сначала допускает много ошибок, сбивается и лишь постепенно, через определенное время достигает совершенства. Однако навык письма у одних детей формируется быстро и легко, у других — требует значительных усилий, а у некоторых — без специальной помощи логопеда остается несовершенным очень долго, а иногда — всю жизнь.

Именно последний случай из вышеперечисленных принято расценивать как «нарушения письма». Нарушения письма обычно связаны с одной из трех проблем, которые ребенок решает при обучении. Ему необходимо научиться:

• во-первых, правильно изображать буквы;
• во-вторых, правильно выбирать буквы для обозначения ясно слышимых звуков в слове, когда мы пишем «так, как слышим»;
• в-третьих, выбирать буквенные символы для обозначения неясно слышимых звуков или вопреки тому, какой звук слышится в слове.

Одним из примеров является правописание безударных гласных или оглушаемых согласных, то есть в соответствии с правилами орфографии. Например, мы произносим грип, а пишем гриб, говорим малако, а пишем молоко.

Ошибки в письме, низкая успеваемость по русскому языку может быть вызвана нерадивостью ученика, отсутствием у него интереса к учебе, многочисленными пропусками уроков, низкими общими способностями. Такие проблемы решаются относительно легко. Наряду с этим существуют патологические, стойкие трудности в письме. В логопедии различают два вида нарушений письма — дисграфию и дизорфографию.

Дизграфией называют неспособность писать ясно слышимые звуки. Она может проявляться в заменах так называемых парных согласных (П-Б, Г-К, С-3, ЛЬ-Л, С-Ш) , смешении букв, сходных по начертанию (д-б, п-т, и-ш, л-м и др.), пропусках букв, слитном написании слов, раздельном написании приставок, разделении слова на два фрагмента, в отсутствии заглавных букв в начале и точки в конце предложения. Подобные ошибки возникают у тех детей, которые недостаточно четко различают близкие по звучанию звуки речи (так называемые парные согласные), недостаточно хорошо владеют навыком так называемого фонематического анализа, то есть не могут расчленить целостно звучащее слово на последовательность отдельных звуков (их называют фонемами).

Эти трудности удается преодолеть лишь после продолжительной (1-2 года) коррекционной работы с логопедом. Быстрее и легче удается помочь ребенку, если еще до начала обучения в школе удалось выявить признаки риска и провести профилактическую, предупредительную работу с логопедом. Для того чтобы эти признаки риска обнаружить, ребенка необходимо обследовать у логопатолога или логопеда.

Дизорфография проявляется в том, что ребенок испытывает стойкие трудности в овладении правилами правописания и их использовании. Многие из таких детей, даже зная правила (например: правописание безударных гласных в корне слова, правописание оглушаемых согласных в конце слова), продолжают делать ошибки. Причина заключается в том, что они не замечают самих орфограмм, то есть тех звуков, которые звучат при произношении неопределенно, не так, как их нужно обозначать буквами. Например, мы говорим корова, а пишем корова, произносим вада, а пишем вода, говорим пирок, а пишем пирог. Ребенок с дизорфографией не чувствует ритмическую структуру слова, не замечает, например, наличия безударных гласных. Поэтому и такие дети нуждаются в помощи логопеда. С помощью специальных упражнений приходится вырабатывать у них чуткость к ударности/безударности, формировать умение выделять корень, приставку, суффикс, подбирать однокорениые слова. Тогда ребенок не только знает правила, но и начинает успешно пользоваться ими.

Образцы письма с дизграфнческими ошибками

От дизорфографии следует отличать случаи, когда ребенок не выучил правил, запустил программный материал. В таких ситуациях оказывается достаточной помощь репетитора. Однако отличить первую категорию случаев от второй не так просто. Для этого необходимо провести диагностическое обследование у логопатолога или логопеда.

В заключение подчеркну очень важную для всех родителей мысль. Каждый ребенок, страдающий недостатками речи, в той или иной степени переживает свой недостаток. Это накладывает отпечаток на его речевое поведение, манеру выражаться и уровень общительности, который обычно снижен. Немалую роль в этих вторичных психологических проблемах играет поведение взрослого и прежде всего родителей. Необходимо проявлять достаточную снисходительность и терпимость, чтобы, указывая ребенку на его речевые ошибки, не травмировать его. Необходимо помнить, что потребность в общении — главный стимул для совершенствования речи у ребенка. Чем чаще происходит общение ребенка с родителями, чем оно богаче, насыщеннее, ближе к интересам ребенка, тем быстрее будет обогащаться и совершенствоваться речь. Ключ к благополучию детей — в ваших руках, родители!

 

No Comments

Reply