• Call : 888-654-3210
01Ноя
2014
0
Blank

ОЦЕНКА ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ И ЗНАТЬ РЕБЕНОК.

ОЦЕНКА ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Как мы уже говорили, оценить развитие ребенка опытным, эмпирическим путем сложно, так как опыт у всех людей различен. У многодетных родителей есть прекрасная возможность сравнивать малыша сего старшими братьями и сестрами. Если же в семье растет только один ребенок, папа с мамой не имеют возможности накопить знания по оценке развития сына или дочери, а кратковременные наблюдения за другими детьми во время прогулок оказываются недостаточными. Это является достаточно веской причиной для родителей, чтобы ознакомиться с литературой соответствующей тематики.

Как уже было сказано выше, ребенок динамично развивается, обретая все новые и новые навыки. Поэтому то, что считается нормой для новорожденного, является патологией для реоенка л месяцев, нормальное развитие s-месячмш и реиенка — п<ии-логия для годовалого малыша. При оценке психомоторного развития детей мы вновь встречаемся со «скользящим» образом возрастной нормы.

Понятие психомоторного развития очень широкое: в него входят оценка функций слуха, зрения, других видов чувствительности; очень широкая двигательная сфера — от оценки мышечного тонуса и удержания головы в вертикальном положении у новорожденного до целенаправленных движений руки и тонкой пальцевой моторики, из которой формируется умение писать, шить, вышивать. К сфере психомоторного развития относятся и социальные контакты малыша от узнавания голоса матери до групповых игр со сложными ролевыми сюжетами. Для простоты тестирования все это условно обозначается «ведущими линиями развития».

При оценке развития ребенка следует иметь в виду тот факт, что заключение об успешном овладении ребенком тем или иным навыком можно дать только тогда, когда малыш способен совмещать его с другим необходимым действием. Например, ребенок при взятии ложки должен пытаться зачерпнуть в нее пищу, а затем направлять руку с ложкой в направлении открытого рта. Только в таком случае можно сказать, что ребенок начинает овладевать навыком еды с ложки самостоятельно.

Для успешного психомоторного развития огромное значение имеет постоянное общение ребенка с матерью и членами семьи. Правильное, постепенно усложняющееся общение с малышом является прекрасным основанием для гармоничного развития его психики и движений. Дефицит внимания, педагогическая запущенность могут резко замедлить процесс познания окружающего мира. Следствием этого может быть вначале темповая задержка психического развития, к которой вскоре присоединяется более существенное отставание в приобретении новых двигательных навыков ребенка. Печальным финалом такого невнимания к ребенку могут стать слабоумие и полная социальная дезадаптация, завершающаяся неспособностью приспособиться к жизни в окружающем мире.

Оценка психомоторного развития ребенка по оценочным таблицам

Для быстрой оценки психомоторного развития и ориентира на будущее нами в 1989 г. были разработаны оценочные таблицы, введенные в медицинскую карточку ребенка «История развития». Эти таблицы очень просты в использовании, одновременно весьма информативны и наглядны.

Табличная оценка психомоторного развития ребенка охватывает первые семь лет жизни. Для удобства пользования таблицы составлены по годам жизни ребенка.

В крайнем левом столбике указан возраст, далее — набор умений и навыков, которые должны появиться у ребенка в данном возрасте. В качестве эталона взяты показатели нормального среднего уровня развития. С возрастом количество показателей в одном оцениваемом периоде возрастает, так как расширяется диапазон линий развития малыша. Так, на первом году жизни даны признаки, которые должны появиться впервые в каждом из 12 месяцев жизни. Для удобства были отобраны по пять признаков в месяц. В день рождения проводится тестирование развития ребенка, он как бы «сдает» своеобразный «экзамен», вытаскивая соответствующий его возрасту «билет», в котором содержатся пять вопросов. При правильном «ответе» на все вопросы малыш получает оценку «отлично». Это значит, что развитие малыша идеально соответствует его возрасту. Отметка приводится в клеточках вертикального столбца, соответствующего его возрасту, в месте пересечения с горизонтальными строками «экзаменационного билета».

Если позволяют возможности, то можно попытаться предложить малышу сдать экстерном «экзамен» за следующий возрастной срок. При этом вы с удивлением можете обнаружить, что ребенок уже выполняет задания следующего возрастного рубежа! Это значит, что ваш малыш развивается с опережением возраста, и вы даже можете сказать, по каким ведущим линиям развития!

Аналогично этому, если ребенок не выполняет каких-либо заданий для своего возраста, можно облегчить ему задачу. Поднявшись выше по таблице, отыщите признаки этой линии развития в более младшем возрасте и проверьте, выполняет ли ребенок это облегченное задание. Отыскав в проблемной линии развития задание, которое ребенок выполняет хорошо, отмечаем его в горизонтальной строке, после чего становится отчетливо видно, насколько значимо отставание малыша в развитии и в каком направлении идет задержка.

Обнаружив у ребенка отставание в развитии, прежде всего следует исключить причины воспитательного характера. Так, малыш может не уметь ползать, если ему не дают такой возможности, и в то же время он не в состоянии ползать, если у него имеется даже небольшой парез нижних конечностей. Ребенок может плохо захватывать и удерживать игрушку, если ему ее никогда не давали, с другой стороны, то же самое будет отмечаться, если у малыша была родовая травма шейного утолщения спинного мозга. Во всем этом вам помогут разобраться педиатр и невропатолог.

Помните, что табличная оценка не заменяет осмотра врача, особенно детского невропатолога. Она лишь ориентировочно помогает быстро и просто оценить, соответствует ли возрастной норме развитие ребенка.

Развитие ребенка на первом году жизни

Мес

Ведущие линии развития

Показатели развития

Возраст ребенка в месяцах

1 2 3 4 5 6
1 A3 Удерживает в поле зрения и плавно следит за движущейся игрушкой
АС Прислушивается и реагирует на голос взрослого, изменяет/прекращает плач
ДО Кратковременно приподнимает и удерживает голову лежа на животе
РА При общении со взрослым издает тихие короткие гортанные звуки
Э Первая улыбка при общении со взрослым
2 РН Все безусловные рефлексы новорожденного вызываются, симметричны, по нерезко выражены п непостоянны
A3 АС Длительно удерживает предмет в ноле зрения. Ищет источник звука поворотом головы
ДО Хороню держит голову в вертикальном положении, лежа на животе длительно удерживает голову
РА Крик интонационно выразительный. Начальное гуление
Э Быстро отвечает улыбкой при общении со взрослым
3 РН Угасают рефлексы новорожденного, в том числе автоматическая ходьба. Исчезает реакция выпрямления туловища при опоре па ноги
A3 Плавно следит н длительно сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете
ДОДР Опора па предплечья лежа на животе, поворачивается на живот Первые неправильные движения руки к игрушке, отводит руки до плеча
РА Крик с отчетливой интонацией. Певучее гуление
Э Комплекс «оживления»
4 РН Исчезают рефлексы новорожденного, кроме рефлекса Керпига п Моро. Исчезает физиологический гинертопус
A3 АС Четко локализует источппкзвука в пространстве поворотом головы. Рассматривает руку
ДО ДР Поворачивается с живота па спину. Захватывает, ощупывает, рассматривает, перекладывает в руках игрушку
РА Певучее продолжительное гуление Начинает смеяться в голос
СП Комплекс оживления со смехом при эмоциональном общении со взрослым. Узнает мать, радуется при ее виде
5 РН Исчезают все физиологические рефлексы новорожденного, кроме сосательного
ДО Ровно стоит при поддержке, хорошо переворачивается Лежа па животе опирается па ладони выпрямленных рук
ДР Полный объем движений руки. Берет игрушку из рук взрослого. Захватывает игрушку двумя руками, тянет ее в рот
РА Продолжительно певуче гулите цепочками звуков. Выражает свои эмоции смехом, хныканьем н пр.
СП Различает близких н чужих, строгий и ласковый тон. Адекватная реакция оживления или страха
6 A3 Оптическая реакция опоры па руки — выпрямляет н вытягивает руки
додр При подтягивании за руки изгибает голову, садится Перекладывает в руках игрушку
РА Появляются короткие цепочки лепета, произносит отдельные слоги
н Ест с ложки, снимая пищу губами, начинает пить из чашки
эсп По-разному реагирует паевое п чужое имя. Формируется активное внимание.


Meс Ведущие
линии развития

Показатели развития

Возраст ребенка в месяцах

7 8 9 10 11 12
7 до Самостоятельно сидит. Встает на четвереньки
ДР Долго рассматривает, перекладывает в руках игрушку, стучит и размахивает ею, бросает игрушку
РП РА На вопрос «где» повсюду разыскивает знакомый предмет и указывает па пего пальнем. Подолгу активно лепечет
Н Хорошо, не обливаясь, пьет из чашки, которую держит взрослый
СП Внимательно рассматривает взрослого, прежде чем вступить в контакт. Появляется познавательный интерес
8 A3 Узнает, различает и показывает пальцем близких людей на фотографии
ДО Уверенно сидит, сам встает на колени, ползает на четвереньках. Самостоятельно встает, держась за опору, переступает
РПРА Выполняет просьбы взрослого: «дай ручку», «до свидания», играет в «ладушки», «сороку». Появляется интонационно-выразительный лепет
Н Сам держит сухари к, кусочек хлеба, яблоко и пр. и грызет их
СП И Играет в «прятки», сидя па руках у взрослого. Простое подражание в игре. Вынимает, катает, складывает предметы, стучит ими.
9 доДР Хорошо ходит у опоры, переступает при поддержке за обе руки. Берет мелкие предметы двумя пальцами, начинает складывать пирамидку
РП По просьбе «дай», «принеси» отыскивает и приносит знакомые предметы. Знает свое имя, поворачивается пазов
РА Богатое разнообразие звукосочетаний при лепете. Иптопацноппо-выразнтсльпая имитация фразы
Н Спокойно относится к высаживанию на горшок
СП Подражает взрослому или ребенку в действиях, общается жестами
10 до Хорошо стоит и ходит у опоры, придерживаясь за псе одной рукой. Поднимается и спускается с невысокой лестницы
ДР По просьбе и самостоятельно с удовольствием выполняет рапсе известные действия «сорока», «ладушки», до свидания
РП По просьбе показывает части своего или чужого лица и тела: глазки, носик, ротик, утки
РА Повторяет за взрослым новые слоги, произносит первые «лепетные» слова: ма-ма, па-па, ба-ба, тя-тя
СП Голосом и жестам и сигнализирует о своих нуждах, любит находиться в компании с другими детьми
11 до Уверенно, самостоятельно стоит, ходит, придерживаясь за опору, может делать несколько шагов без опоры
ДР Складывает пирамидку из колец с широкими отверстиями, любит играть с кубиками, мячиком
РП Понимает первые обоснования: машинки, куклы, кубики, мячики. С удовольствием показывает многие части своего лица и тела
РА Увеличивается запас лепетпых слов, появляются первые упрощенные слова
СП Начинает понимать слово «нельзя». Не одинаково относится к разным детям п взрослым, очень любит трогать животных
12 до Первые самостоятельные шаги без поддержки
ДР Собирает пирамидку с маленькими отверстиями, по назначению использует расческу, хорошо держит чашку, ложку
РП Выполняет простые поручения. Очень любит слушать чтение книг, показывает пальцем знакомых героев и предметы в книжке
РА Произносит 8-10 облегченных слов, использует их для общения
СР Различает предметы по форме: кубики, кирпичики, шарики

Сокращения: РН — рефлексы новорожденных; A3, АС — анализаторы зрительный, слуховой; ДО, ДР — движения общие, движение руки; РА, РП — речь активная, речь-понимание; СР — сенсорное развитие; Э — эмоции; Н — навыки; СП — социальное поведение; И — игра.

Развитие ребенка на втором году жизни

Возраст Ведущие линии развития

Показатели развития

Возраст ребенка

1 год 1 год 3 мес 1 год 6 мес 1 год 9 мес 2 года 2 год 6 мес
1год 3 мес РП Быстро расширяется запас понимаемых слов
РА Увеличивается словарный запас
СР Различает предметы по величине с разницей в 3 см
И Повторяет ранее видимые действия в игре
Д Много ходит, приседает, может пятиться
н Может самостоятельно есть ложкой густую пишу
1 год6мес РП Обобщает предметы по существенным признакам
РА Использует более сложные слова при общении
СР Ориентируется в формах: шарик, кубик, кирпичики пр.
И Копирует в игре часто наблюдаемые действия взрослых
Д Перешагивает препятствия приставным шагом
н Самостоятельно ест ложкой жидкую пищу
1 год 9 мес РП Понимает рассказ по картинке, отвечает на простые вопросы
РА Обозначает действия двумя словами, использует глаголы
СР Ориентируется в размерах с разницей 3 см
И Выполняет несложные постройки из кубиков— ДОМИК, ворота
Д Ходит по невысокому бруску высотой и шириной 15-20 см
н Частично надевает простые вещи с помощью взрослого
2 года РП Понимает простой рассказ взрослого о событиях прошлого
РА Употребляет в речи прилагательные и местоимения
СР Подбирает по образцу п просьбе предметы контрастных видов
И Выполняет ряд простых логических последовательных действий
Д Перешагивает препятствия высотой 15 см чередующимся шагом
н Частично самостоятельно одевается

Сокращения: РП — понимание речи; РА — активная речь; СР — сенсорное развитие; И — игра; Д — движение; Н — навыки.

Развитие соответствует возрасту, если ребенок выполняет не менее пяти заданий возрастного минимума, при меньшем количестве следует получить консультацию невропатолога.

Развитие ребенка на третьем году жизни

Возраст

Ведущие линии развития

Показатели развития

Возраст ребенка

2 года 2 года 6 мес 3 года 4 года
2 года 6 мес РА Г В речи использует сложные предложения с придаточными
РА В Начинает задавать вопросы «где?» «когда?»
СРФ Подбирает по образцу предметы основных геометрических форм
СРЦ Подбирает по образцу и просьбе предметы основных цветов: белый, черный, красный, сипни, зеленым, желтый
И Усложняет сюжетные игры с логическом последовательностью действии: кормит и укладывает спать куклу и пр.
кд Выполняет простые сюжетные постройки, сам называет их
ИД Начинает пользоваться карандашом, но рисунок отсутствует
НО Может сам полностью одеваться, за исключением застегивания и шнуровки
нк Правильно держит ложку, умеет самостоятельно аккуратно есть
д Перешагивает препятствия высотой 20 см чередующимся тагом
3года РА Г В речи использует сложносочиненные и сложноподчиненные предложения
РА В Часто задает вопросы «почему?», «зачем?»
СРФ Правильно и но назначению использует предметы в игре
СРЦ Правильно показывает и называет основные цвета
И Появляются элементы ролевой игры — «дочки-матери», игра в стройку и пр.
кд Усложняются используемые в игре сюжетные постройки
ид Появляются элементарные карандашные рисунки, начинает лепить простые фигурки нз пластилина
но Полностью сам одевается с небольшой помощью взрослого
нк При необходимости начинает пользоваться салфеткой и носовым платком
д Перешагивает препятствия высотой в 30 см чередующимся пепри-ставпым шагом

Сокращения: РАГ — грамматика речи; РАВ — речь активная, вопросы; СРФ — сенсорное развитие, различение формы; СРЦ — сенсорное развитие, различение цвета; И — игра; Д — движение; КД — конструктивная деятельность; ИД — игровая деятельность; НО — навыки одевания; НК — навыки кормления.

Развитие соответствует возрасту, если ребенок выполняет не менее восьми заданий возрастного минимума, при меньшем количестве следует получить консультацию невропатолога.

Развитие ребенка на четвертом году жизни

Возраст

Ведущие линии развития

Показатели развития

Возраст ребенка

3 года 4 года 5 лет
4 года Моторное развитие Свободные, скоординированные движения руками, при ходьбе не шаркает ногами
Бросает мяч двумя руками, отталкивает, ловит сто. не прижимая к груди
Прыгаете высоты п в длину па 15-20см, подскакивает на месте с отрывом ног от пола
По сигналу может задержать дыхание
Заводит ключом механическую игрушку; умеет правильно держать карандаш п проводить липни
Любит лазать
Умеет правильно держать карандаш и проводить горизонтальные и вертикальные линии
Сенсорное развитие Знает шесть основных цветов, подбирает предметы поцвету и оттенку
Знает и подбирает «круг», «квадрат», «трсугодышк»;умеет сопоставлять по длине, ширине, высоте
Правильно ориентируется в пространстве, знает «около», «рядом», «за»; узнает на ощупь предметы
Умственное развитие Знает «много», «мало», «один»; считает до пяти; знает времена года, время суток
Задает вопросы «Что..?», «Зачем?», «Почему?»
Внимательно слушает, пересказывает, выделяет существенное звено н сказке, называет сюжет картин
Речь правильная, грамматически оформленная
Игровая деятельность Появляется сюжстио-ролевая игра с двумя-тремя детьми
Продолжительность игры от 10 до 40 минут
Появляются любимые игры; любит играть со строительным материалом
Занимается конструированием более 10 минут, обыгрывает постройку — «гараж», «комната», «домик»
Поведение Внимательно слушает, что говорят взрослые, называет взрослых по мени и отчеству
Соблюдает элементарные правила поведения в обществе
Сформированы гигиенические навыки — опрятность, умывание, мытье рук после туалета
Навыки Самостоятельно одевается, застегивает пуговицы, молнии, по не зашнуровывает ботинки
Самостоятельно ест, при этом правильно держит ложку, умеет пользоваться вилкой
Самостоятельно умывается и вытирается

Развитие ребенка на пятом году жизни

Возраст

Ведущие линии развития

Показатели развития

Возраст ребенка

4 года 5 лет 6 лет
5 лет Моторное развитие Формируется правильная осанка, правильно держит голову при ходьбе и беге
Хорошо скоординированы движения рук и ног при ходьбе
Умсетходить и бегать по кругу, па носочках, взявшись за руки; без боязни прыгаете высоты
Может ходить по бруску высотой в 30 и шириной в 20 см
Ударяет мяч о землю, подбрасывает и ловит его
Четко координирует движения пальцев при конструировании
Хорошо и свободно рисует горизонтальные и вертикальные липни
Сенсорное развитие Знает восемь цветов, при рисовании использует не только цвета, но и их оттенки
Может расставить предметы в возрастающем и убывающем порядке
Ориентируется в сторонах собственного тела и тела собеседника
Умственное развитие Считает до пяти, сравнивает небольшие количества
Формируются обобщенные понятия типа «мебель», «фрукты», «транспорт» и т.д.
В рассказе может выделить причинно-следственные отношения
Речь фразовая, с хорошим произношением
Игровая деятельность Увеличивается разнообразие игр, обогащается сюжетный замысел игры
Стержнем игры являются взаимоотношения между людьми
В игре подчиняется определенным правилам, отражающим общественные функции
Продолжительность игры 40-50 минут
Поведение Рассуждает но поводу увиденного, делает критические замечания
Появляются зачатки ответственности за порученное дело, стремится быть полезным окружающим
Умеет подчинять своп желания требованиям взрослых, начинает усваивать правила взаимоотношений
Навыки Умеет правильно пользоваться предметами домашнего обихода
Умеет поддерживать чистоту п порядок в комнате
Полностью самостоятельно одевается, в том числе завязывает шнурки

Развитие ребенка на шестом году жизни

Возраст

Ведущие линии развития

Показатели развития

Возраст ребенка

5 лет 6 лет 7 лет
6 лет Моторное развитие Движения приобретают легкость и изящество, энергичны и томны
Увлеченно прыгаете разбега к высоту и длину
Размахивается при метании предмета
Ловит мяч одной рукой
Может ходить боком по скамейке
Умеет прыгать на месте, чередуя ноги
Свободно рисует карандашом и красками, вырезает ножницами любые формы
Сенсорное развитие Тщательно, планомерно исследует предметы зрительно и осязательно
Определяет н называет новые геометрические формы — ромб и овал
Правильно называет оттенки цветов: голубой, розовый, фиолетовым, серый
Умственное развитие Считает до десяти, складывает единицы, имеет понятие о делении па равные части
Последовательно называет дни недели, времена года
Может обобщать 4-5 предметов методом исключения, называет составляющие обобщающих понятии
Делает последовательные умозаключения по 2-4 картинкам, рассуждает, речь не косноязычная
Игровая деятельность Проявляет устойчивый интерес к игре
Есть любимые игры и роли
Сюжет игры приобретает наибольшую полноту, яркость и выразительность
В игре наиболее часто отражается жизнь окружающих людей
Поведение Согласует свою деятельность с другими людьми S
Начинает сознательно выполнять правила поведения, с пониманием значения
Не только сам выполняет правила поведения, но и следит, чтобы их выполняли другие дети
Навыки Все умеет делать самостоятельно — умываться, одеваться, пользоваться столовыми приборами
Активно поддерживает установленный порядок и чистоту в доме и детском саду
Свободно пользуется ножницами

Развитие ребенка на седьмом году жизни

Возраст

Ведущие линии развития

Показатели развития

Возраст ребенка

6 лет 7 лет 8 лет
7 лет Моторное развитие Может быстро перестраиваться во время движения, равняться в колонне, шеренге, круге
Может выполнять ритмические движения в указанном темпе
Может кататься на лыжах, коньках, самокате, трехколесном нелоси педе
Учится плавать без поддержки, играть в бадминтон, теннис
Хороню умеет работать с разными материалами — бумагой, картоном, тканью
Вдевает нитку в иголку, принижает пуговицы
Может пользоваться пилон и молотком
Сенсорное развитие Правильно называет простые и сложные геометрические формы
Правильно указывает основные различия геометрических форм
При рисовании правильно использует не только цвета, по их оттенки
Умственное развитие Владеет прямым и обратным счетом в пределах 10, решает простейшие задачи на сложение и вычитание
Дифференцирует количество независимо от формы, величины: обобщает методом исключения, мотивирует
Четко устанавливает причинно-следственные связи, выделяет существенное звено
Владеет большим запасом слов, речь грамматически оформлена, знает буквы, читает слоги
Игровая деятельность Создаст план игры, совершенствует ее замысел, предпочитает групповые игры
В процессе игры обобщает и анализирует свою деятельность т
Игра может продолжаться в течение нескольких дней т
Отдает предпочтение групповым играм т
Поведение Испытывает сложные моральные переживания за свои и чужие поступки т
Способен критически анализировать черты характера и взаимоотношения людей т
Первым здоровается со взрослым, благодарит, уступает место, бережно относится к вещам т
Навыки Выполняет индивидуальные поручения, формируются трудовые навыки — убирает комнату, ухаживает за цветами т
Способен критически анализировать черты характера т
Мальчики умеют пользоваться молотком, пилой, рубанком

Денверский скрининговый тест оценки развития ребенка

За рубежом наиболее распространен способ центильной оценки психомоторного развития, разработанный в Денвере (США), в связи с чем носит название «Денверский скрининговый тест оценки развития ребенка» (см. рисунки). Большинство признаков можно наблюдать в обычной жизни, однако некоторые надо получать специально при тестировании. Инструкция по тестированию приведена после рисунков.

Окончательное заключение по психомоторному развитию ребенка выносится на основании его способности выполнять задания, характерные для его возраста. По каждому из подуровней должно быть получено не менее трех выполненных и трех невыполненных заданий, наиболее близко расположенных к возрасту ребенка. Если ребенок не справился с заданиями, которые выполняют 90 % его сверстников, то ответ расценивается как «негативный». Если ребенок уверенно выполняет задание, которым владеют только 25% сверстников, ответ оценивается как «с опережением».

Инструкция по тестированию

1. Постарайтесь, чтобы ребенок улыбнулся в ответ на улыбку, на разговор с ним.
2. Ребенок должен самостоятельно рассматривать свои руки в течение нескольких секунд.
3. Родители могут помогать ребенку направить зубную щетку и выдавить пасту на щетку.
4. Ребенок может не зашнуровывать ботинки и не застегивать пуговицы или «молнию» на спине.
5. Медленно водите нитью перед лицом ребенка из стороны в сторону по дуге около 8 градусов.
6. Ребенок должен захватить погремушку при дотрагивании ею до тыльной стороны ладони или кончиков пальцев.
7. Держа нить перед лицом ребенка, уроните ее, не делая движений руками, чтобы она быстро исчезла из поля зрения малыша. Засчитывается, если ребенок пытается увидеть, куда ушла нить.
8. Ребенок должен переложить кубик из руки в руку без помощи тела, рта, стола, при этом он не должен класть кубик на стол.
9. Засчитывается, если ребенок может поднять изюминку, захватив ее большим и любым другим пальцем ( «захват пинцетом»).
10. Линия, проведенная ребенком, может отклоняться от линии, проведенной тестирующим, не более чем на 30 градусов.
11. Сожмите кулак, оттопырьте большой палец и покачайте им. Засчитывается, если ребенок воспроизводит это движение, покачивая именно большим пальцем.
12. Засчитывается, если ребенок воспроизведет любую замкнутую кривую.
13. Нарисуйте на листе бумаги две вертикальные линии разной длины. Ребенок должен указать, какая линия длиннее. Переверните лист бумаги вверх ногами и повторите задание. Засчитываются три из трех или пять из шести правильных ответов.
14. Засчитываются любые линии, пересекающиеся близко к середине.
15. Позвольте ребенку сначала скопировать квадрат самому. Если у него не получится, покажите, как это сделать.
16. Когда даете ребенку выполнить 12,14 и 15-е задания, не называйте фигуры. Не показывайте, как изображать круг и крест.
17. Каждая парная часть тела — две руки, две ноги — засчитывается за одну.
18. Положите кубик в чашку и тихонько потрясите ею возле уха ребенка, но вне поля его зрения. Повторите то же у второго уха.
19. Подберите пять картинок, на которых изображены кошка, лошадь, птица, собака, человек. Укажите пальцем на картинку и попросите ребенка сказать, что на ней нарисовано (не приписывайте содержание збукам, не несущим смысла). Если ребенок назвал правильно менее четырех картинок, попросите его показать картинку, которую вы назовете. Покажите ребенку куклу и попросите его показать нос, глаза, уши, руки, ступни, живот, волосы. Засчитывается, если малыш правильно назвал шесть частей тела из восьми.
20. Показывая ребенку картинки, спросите у него: «Кто летает? Кто говорит «мяу»? Разговаривает? Поет? Скачет галопом?» Засчитывается, если ребенок называет две—четыре картинки из пяти.
21. Спросите реоенка: «что ты делаешь, когда игиелолидпиг jj,i_,jm iru ^ кипит Голодный?» Засчитывается, если ребенок отвечает на два или три вопроса из трех.
22. Спросите ребенка: «Что ты делаешь с чашкой? Для чего нужен стул? Как пользуются карандашом?» В ответ он должен включить глаголы.
23. Засчитывается, если ребенок сказал, сколько кубиков на листе (один—пять).
24. Попросите ребенка положить кубик на стол, под стол, перед вами, позади вас. Не помогайте ему ни пальцем, ни движением головы, ни взглядом. Засчитывается четыре правильно выполненных действия из четырех.
25. Спросите ребенка: «Что такое мячик? Озеро? Стол? Лошадь? Банан? Занавеска? Забор? Потолок?» Засчитывается, если малыш называет, из чего сделан предмет, как он используется или дает ему общее определение, например: банан — это фрукт, а не какой банан — желтый. Засчитывается пять—семь правильных ответов из восьми.
26. Спросите ребенка: «Если лошадь большая, то мышка… (какая)? Если огонь горячий, то лед… (какой)? Если солнышко светит днем, то луна… (когда)?» Засчитывается два правильных ответа из трех.
27. Поднимаясь по ступенькам, ребенок может придерживаться за стену или перила, но без помощи взрослого.
28. Ребенок должен бросить мяч на расстояние трех ступеней в пределах досягаемости рук взрослого.
29. Ребенок должен прыгнуть с места на расстояние 21—25 см.

Оценка результатов тестирования

Психомоторное развитие задержано, если:

  • получено два и более «негативных» ответа по любым двум и более подуровням оценки из четырех;
  • по одному подуровню получено два «негативных» ответа, а по другому один «негативный» ответ и по этому же подуровню нет ответов «с опережением».

Имеется умеренное отставание психомоторного развития, если.

  • по одному из четырех подуровней имеется два и более «негативных»ответа;
  • по любому из четырех подуровней получен один «негативный» ответ и по этому же подуровню нет ответов «с опережением».

Психомоторное развитие считается соответствующим возрасту (нормальным), если результаты тестирования не относятся к предыдущим двум категориям.

В России подобная методика оценки психомоторного развития детей пока не получила широкого распространения.

Существует много других таблиц для оценки развития ребенка, разработанных различными отечественными и зарубежными авторами. Их можно найти в различных учебниках и монографиях по педиатрии. Можно рекомендовать книгу В. И. Гордеева и Ю. С. Александровича «Качество жизни — новый инструмент оценки развития детей» (2001), в которой собраны основные тесты, позволяющие наиболее полно охарактеризовать развитие ребенка и оценить его интеллект в разные периоды жизни.

No Comments

Reply